Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского представляет большой интерес. Однако, несмотря на большой исследовательский интерес к этой теме, многие аспекты еще не выяснены, что открывает путь к новым открытиям. Исследовательский интерес: духовное наследие святого Иоанна Кронштадтского и его деятельность.
Цель исследования - Исследовать учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Спасителе мира в таинстве Евхаристии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать жизненный путь и богословское наследие святого Иоанна Кронштадтского;
- Анализ идей трактата «Благовестие о Спасителе мира в таинстве Евхаристии» святого праведного Иоанна Кронштадтского
- рассмотреть человеческие скорби и страдания на примере проповедей святого.
Объект: богословское наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Предмет: учение о Спасителе мира святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа и синтеза, а также цивилизационный и системный методы, структурно-функциональный, социокультурный и сравнительно-исторический. Сравнительно-исторический подход В качестве основного подхода был выбран цивилизационный подход, который, по нашему мнению, наиболее подходит для нашего исследования. Причина этого заключается в том, что данный подход позволяет нам учесть характерные черты и особенности проповеди, а также духовное единство и материальные принципы. Кроме того, в данном научном исследовании был применен системный подход в связи с выбранным цивилизационным подходом.
Научная новизна данного исследования определяется, прежде всего, тем, что это комплексное изучение и анализ личности святого Иоанна Кронштадтского. В исследовании анализируется его проповедническая деятельность и ее значение для современной России.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в следующих учебных процессах: анализ проповеднической деятельности и ее значение в современной России. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в учебном процессе светских и духовных учебных заведений.
Данное исследование может быть использовано во многих дисциплинах богословского цикла, включая «Теология», «Литургическое богословие» и «История церковной благотворительности», а также в преподавании спецкурсов по истории отечественной литературы и истории христианства.
В основе собственных трудов святого Иоанна в Кронштадте лежат священные предания, жизнеописания и литургическая литература Библии и Православной Церкви. Истина Божественного откровения в этих источниках воплотилась в личном духовном опыте отца Иоанна и стала предметом его дневниковых записей, размышлений, проповедей и поучений. Наиболее важной и обширной частью трудов Иоанна Кронштадтского является его дневник, который он регулярно вел на протяжении всей своей жизни. Дневник содержит уникальный рассказ о духовном развитии Иоанна Кронштадтского и его опыте на пути к святости. Этот дневник лег в основу книги «Моя жизнь во Христе» - богословского, нравственного и дидактического произведения в одном лице. Дневник был опубликован более десятка раз в России до революции 1917 года и переведен на английский и немецкий языки. Архиепископ Георгий Фроловский понимал богословское значение дневника и писал: «Мало кто читает его выдающийся дневник «Моя жизнь во Христе» как богословский труд. В нем нет богословской системы, но есть богословский опыт и свидетельство о нем». Дневник Иоанна Кронштадтского важен для педагогики еще и потому, что в нем речь идет о внутреннем духовном опыте человека, о самовоспитании и самопознании. Иоанн Кронштадтский был истинным священником всей России. Круг людей, знавших его лично, был необычайно велик, поэтому неудивительно, что существует множество воспоминаний о нем, которые отражены во многих книгах, статьях и публикациях. На сегодняшний день наиболее полным исследованием жизни и деятельности святого Иоанна Кронштадтского и систематическим изложением его учения является труд митрополита Вениамина (Федченкова), который лично знал о. Иоанна, неоднократно встречался и беседовал с ним и даже служил вместе с ним. Труд епископа Александра (Семенова Тияна Шанского) содержит большой биографический материал. В этом материале не только подробно описана жизнь выдающегося священника, но и сделана попытка показать искренность его мировоззрения, его отношение к различным церковным и общественным явлениям, его отношение к людям из разных слоев общества. Епископ Александр представляет образ отца Иоанна как педагога, давая нам возможность понять духовную основу этого аспекта его деятельности.
В контексте данного исследования особый интерес представляют воспоминания И. К. Сурского. В главе «Отец Иван как учитель», рассматривая педагогическую деятельность отца Ивана, он использует рассказ Н.В. Суровецкого, который был учеником в трех классах физического воспитания отца Ивана. Это дает представление об общении отца Ивана с учениками и его методах преподавания. Воспоминания биографа отца Иоанна, иеромонаха Михаила (Семенова), полезны для понимания педагогической деятельности святого Иоанна Кронштадтского.
Интересно также отметить, что в книге собраны воспоминания современников, общавшихся с Иоанном и получивших свежие впечатления об отце Иоанне. Свидетельства современников собраны как воспоминания людей, лично знавших Иоанна в Кронштадте и встречавшихся с ним в конкретных обстоятельствах. Эти свидетельства позволяют воссоздать личность кронштадтского священника в атмосфере того времени. Подробные описания личности, служения и духовного облика святого Иоанна Кронштадтского сохранились в виде воспоминаний и переданы известным священником и богословом Нестором (Анисимовым), Серафимом (Чичаговым), его современницей и почитательницей ректором Т
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Источники:
1. Архиепископ Вениамин. Небо на земле. – М., 1978. – с.9.
2. Головина, Ю.В. Педагогические основы воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского: автореф. дис…канд. пед. наук / Ю.В. Головиной. - Курск, 2009. - 23 с.
3. Большаков, Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. / Н.И. Большаков - СПб.: Царское Дело, 1995. – 855 с.
4. Венок на свежую могилу о. Иоанна. СПб 1908. С. 55.
5. Вениамин (Федченков), архиепископ. Небо на Земле. Св.- Ильинское изд. 1978. С. 60.
6. Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: в 6 т. Дневник Т. 4. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. - М.: Отчий дом, 2012. - 680 с.
7. Сергиев. И.И, прот. Полное собрание сочинений в 7 т. /прот. Сергиев И.И.- СПб.: Изд-во. Л.С. Яковлевой, 1994. - Т.3. - 508 с.
8. Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: в 6 т. Т. 1. Кн.2. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. - М.: Изд-во, Отчий дом, 2002. - 487 с.
9. Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: в 6 т. Дневник Т. 3. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. - М.: Отчий дом, 2005. - 844 с
10. Цит. по Е. Поселянин. Кронштадтский пастырь. – СПб., 1911 – С. 14.
11. Сергиев И.И., протоиерей Мысли христианина. С. 174-175.
12. Сергиев И.И. протоиерей Христианская философия. С. 150.
13. Сергиев И.И. протоиерей. Путь к Богу. С. 84.
14. Созерцательное подвижничество. С. 9.
15. Сергиев И.И., протоиерей. Полн. Собр. Соч. т. 1. –изд. 2. СПб., 1893. С. 349.
16. Сергиев И.И., протоиерей. Полн. Собр. Соч. т. 3. СПб., 1894. С. 114.
17. Сергиев И.И., протоиерей. Правда о Боге, мире и человеке. С. 18.
18. Сергиев И.И., протоиерей. Мысли христианина. С. 179
19. Сергиев И.И., протоиерей. Христианская философия. С. 145.
20. Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и Православном богослужении. С. 136.
21. Сергиев И.И., протоиерей. Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Т. 1. – М., 1894. – С. 16
22. Георгий Флоровский, протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 400-401
23. Сергиев И.И. протоиерей. Полн. Собр. соч. Новые слова, произнесенные в 1902 г. Кронштадт, 1903. С. 307
24. Сергиев И.И., протоиерей. Моя жизнь во Христе. т. 2. С. 274.
25. Сергеев И.И. Горе сердца. Из дневника протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1908. С. 120.
26. Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: в 6 т. Дневник Т. 4. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. - М.: Отчий дом, 2012. - 680 с.
27. Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: в 6 т. Т. 1. Кн.2. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. - М.: Изд-во, Отчий дом, 2002. - 487 с.
28. Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: в 6 т. Дневник Т. 3. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. - М.: Отчий дом, 2005. - 844 с
29. Иоанн Кронштадтский (св.; 1829-1908). Творения. Дневник / св. прав. Иоанн Кронштадтский; [работали: Т. И. Орнатская и др.]. - Москва; Благотворительный фонд "Северная обитель»: Отчий дом, 2001.
30. Сергиев. И.И, прот. Полное собрание сочинений в 7 т. /прот. Сергиев И.И.- СПб.: Изд-во. Л.С. Яковлевой, 1994. - Т.3. - 508 с.
31. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Избранные сочинения, проповеди, материалы / Ред. Ходзинский П. свящ. —М., ПСТГУ, 2011 C.8
32. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Т. 5 1863-1864. С.169
33. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Т. 3 1860-1861. Созерцательное богословие. — М., Отчий дом, 2005 С.617
34. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. 1856-1858 г.
35. «Добрый Пастырь», Краткое жизнеописание Ивана Ильича Сергиева (Иоанна Кронштадтского) устами его современника, Александро-Невская Лавра —СПб 1994
36. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. 1873-74 Т.18, С.172
37. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. 1872-73 Т.17 С.191
38. Литература:
39. Большаков, Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. / Н.И. Большаков - СПб.: Царское Дело, 1995. – 855 с.
40. Глубоковский, Николай Никанорович (1863-1937.). Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии / Н. Н. Глубоковский. - Москва: Изд-во Свято-Владим. Братства, 2002 (ППП Тип. Наука). – 189 с
41. Головина, Ю.В. Педагогические основы воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского: автореф. дис…канд. пед. наук / Ю.В. Головиной. - Курск, 2009. - 23 с.
42. Краткая биография протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). - Санкт-Петербург: Г. Климентов, 1911. - 88 с.
43. Киевлянин, 1908, 18 июля, № 197; Последние новости, 1908, 16 июля, № 414. Цит. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник, 1908 г.,с.62
44. Киценко. Святой нашего времени. С.248
45. Левитский П.П. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский. Пг., 1916). Цит. по: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник, 1908 г, с. 78
46. Сологуб. Отец Иоанн Кронштадский, с.60
47. Стрижев А.Н. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев: Сборник: [Посвящ. 90-летию со дня кончины / Сост., подгот. текста и коммент. А. Н. Стрижева; Предисл. митр. Вениамина (Федченкова)]. - Москва: Отчий дом, 1997. - 350
48. Сурский И.К. Молитва из чинопоследования рукоположения в диакона или священника. Цит.по: Сурский И.К., Отец Иоанн Кронштадтский.С.21.
49. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский.С.22
50. Флоровский Г. Пути Русского Богословия. Русская цивилизация. Русская цивилизация. ... Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. — 848 с.
51. Ходзинский П. Михаил (Семенов), Отец Иоанн, с. 38. Цит. по: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Избранные сочинения, проповеди, материалы / Ред. Ходзинский П. свящ. С. 22
52. Ходзинский П. Святой праведный Иоанн Кронштадтский / Ред. Ходзинский П., свящ. С.58
53. Цветков. Отец Иоанн Ильич Сергиев. С.41.
54. Шестун Е. Православная педагогика, Шестун Е. прот, — М., Про-Пресс, 2001. С.141.